Анализ моделей процессов обучения различным дисциплинам в педагогической теории и практике

Арина Фрумкина

Анотація


В исследовании представлен анализ существующих моделей процесса обучения разным дисциплинам в современной педагогической теории и практике, а также дано определение собственной структуры предполагаемой модели подготовки будущих учителей начальных классов к их интегрированной педагогической деятельности. Проанализирована сущность понятия «модель», которая рассматривается как искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобным исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и общем виде структуру, свойства, взаимосвязь и отношения между элементами этого объекта. зучены наиболее валидные модели педагогической деятельности, которые автор сгруппировал следующим образом: модели по обучению отдельным предметам; модели по интегрированному обучению отдельным предметам и иностранному языку; модели подготовки будущих учителей различных дисциплин к их профессиональной деятельности на иностранном языке. Выявлены достоинства, которые могут быть учтены при конструировании собственной модели, и недостатки. На основании проведённого анализа существующих вариантов моделей автор предполагает смоделировать и спроектировать такой процесс обучения, в котором предполагается одновременное усвоение разного по сути материала. С одной стороны, этот материал связан с обучением начертательных, изобразительных, художественных действий, а с другой – программируется материал, излагающий эти действия на иностранном языке. Предполагаемая модель подготовки будущих учителей начальных классов к их интегрированной педагогической деятельности представляет собой комплексную структуру, которая включает: интеграцию обучения, воспитания и методическое обеспечение процесса учебной деятельности по развитию умений изобразительного искусства на английском языке; интеграцию целей обучения, последовательно усложняющимися элементами двух разнотипных предметов; интеграцию компонентов содержания обучения этим предметам, а также методов и средств их усвоения; интеграцию способов проверки качества знаний и умений, приобретенных по каждой из изучаемых дисциплин, где вторая является лишь средством усвоения первой


Ключові слова


моделирование; модели процесса обучения; интегрированное обучение; подготовка будущих учителей; иностранный язык

Повний текст:

PDF

Посилання


А. Frumkina, et al. «Readiness of future teachers for integrated teaching of educational subjects in foreign language», Práxis Educacional [S. l.], vol. 16, n. 38, p. 502–514, 2020. ISSN 2178-2679. Mode of access: http://periodicos2.uesb.br/index.php/praxis/article/view/6023; doi: https://doi.org/10.22481/praxisedu.v16i38.6023.

А. Дахин, «Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность», Педагогика, № 4, с. 21–26, 2003.

Енциклопедія освіти. Відповідальність // Акад. пед. наук України; В. Г. Кремень, Голов. ред. Київ, Україна: Юрінком Інтер, 2008, 1038 c.

Р. Мартинова, Цілісна загальнометодична модель навчання іноземних мов: монографія. Київ, Україна: Вища шк., 2004, 454 с.

Г. Суходольский, Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Ленинград, Россия: ЛГУ, 1976, 120 с.

Р. Мартынова, «Виды дидактических моделей процесса обучения», Наука і освіта, № 4, с. 15–22, 2019.

В. Самойленко, О. Топузов, Л. Вішнікіна, І. Діброва, Дидактика географії: монографія [Електронний ресурс]. Київ, Україна: Ніка-Центр, 2013, 570 с.

І. Мирковіч, «Інтегроване навчання англійського діалогічного мовлення учнів 4-х класів на основі драматизації автентичних казок», автореф. дис. канд. наук; Державний заклад «Південноукр. нац. пед. ун-т ім. К. Д. Ушинського». Одеса, Україна, 2017, 21 с.

S. Bodnar, V. Koval, I. Mirkovich, «Human capital development in Ukrainian education system by means of language integrated teaching», Dilemas Contemporáneos Educación, Política y Valores, Oct., Vol. 7. Edición Especial. Artículo no. 14, 2019. Mode of access: https://www. dilemascontemporaneoseducacionpoliticayvalores.com/en/edici%e2%99%80n-2013/year-vii-special-edition-october-2019/

Ð?. Вереитина, «Ð?нтегрированное обучение будущих Ñкологов профеÑÑионально ориентированному общению на английÑком Ñзыке», автореф. диÑ. канд. наук; Державний заклад «Південноукр. нац. пед. ун-Ñ‚ ім. К. Д. УшинÑького». ОдеÑа, Україна, 2011, 21 Ñ.

Н. Волкова, О. Тарнопольський, Моделювання професійної діяльності у викладанні навчальних дисциплін у вишах: монографія. Дніпропетровськ, Україна: Дніпропетров. ун-т ім. Альфреда Нобеля, 2013, 228 с.

Я. Лугина, «Ð?нтегративный подход к профеÑÑиональной подготовке будущих учителей начальных клаÑÑов в процеÑÑе Ð¾Ð±ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð¾Ð¼Ñƒ иÑкуÑÑтву», диÑ. канд. наук. ОмÑк, РоÑÑиÑ, 2002, 226 c.

О. Красовська, «Модель професійної підготовки майбутніх учителів початкової школи до впровадження інноваційних технологій у галузі мистецької освіти», Проблеми підготовки сучасного вчителя, № 7, с. 123–130, 2013.

Р. Мартынова, Психологические основы интегрированного обучения образовательной и иноязычной речевой деятельности студентов неязыковых специальностей: монография. Одесса, Украина: Освіта України, 2016, 192 с.

А. Л. Фрумкина, «Актуальность и сущность подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников практическим дисциплинам на иностранном языке», Науковий часопис Національного пед. ун-ту ім. М. П. Драгоманова. Серія 5. Педагогічні науки: реалії та перспективи. Київ, Україна, Вип. 69, с. 264–268, 2019.


Посилання

  • Поки немає зовнішніх посилань.